За армию, флот и монархию!

Юлия Шигарева

— Илья Сергеевич, ваша картина «Мистерия ХХ века» стала своеобразным портретом ушедшей эпохи. А если сегодня вы решили бы написать портрет эпохи нынешней, какие персонажи на ней разместили бы?

— Идея «Мистерии ХХ века» пришла ко мне задолго до конца ХХ столетия… Я прибыл тогда впервые в жизни в некогда прекрасную Францию по приглашению графа Сергея Михайловича Толстого, главы ассоциации врачей Франции, актёров Ива Монтана и Симоны Синьоре, а также «французской Улановой» - балерины Ивет Шовире. Генерал де Голль выразил своё согласие позировать русскому художнику, но успел я нарисовать портреты только четырёх членов правительства Франции. Это было в 1968 году, когда неожиданно для всех в Париже разразилась начатая студентами революция. Вот тогда-то, оказавшись в центре революционных событий и студенческих манифестаций, когда Париж был парализован во всех сферах своей общественной и духовной жизни, я задумал написать монументальную картину «Мистерия ХХ века». Я смотрел, как для революционного задора пилили вековые каштаны у Сорбонны, а орущие демонстранты, в которых полицейские кидали газовые гранаты, несли портреты Мао Цзэдуна, Троцкого, Маркса и Че Гевары. Смятение людей, толпы народа, ночью собирающиеся у костров, и ставший навсегда памятным вестибюль одного из старейших университетов Европы - Сорбонны, где мраморная доска с именами героев разных лет, погибших за Отечество, была перечёркнута дерьмом и красовалась надпись: «Хорошо, что вы подохли».

Красные знамёна манифестантов напоминали мне порой советские фильмы о революции, и я, сидя в ночном парижском кафе, на спичечном коробке сделал эскиз своей будущей работы, где хотел передать в образах конкретных людей битву Добра и Зла, социальных, политических и философских идей катастрофического ХХ века. Напомню, что из-за этой картины меня хотели лишить гражданства и выслать из страны. При голосовании в ЦК КПСС только один голос перевесил общее мнение: «Хватит плодить диссидентов, пошлём Глазунова на БАМ рисовать в тайге ударников социалистического труда».

Что касается нашего XXI века, то он только начался - с преступной трагедии развала бывшей Российской империи (переименованной в СССР), когда «шоковая терапия» проводилась умело и нагло под вывеской демократических реформ. В 1999 году я написал картину «Рынок нашей демократии», в которой выразил своё отношение к концу ХХ века. Именно тогда советские люди, несмотря на их многонациональность, стали называться россиянами. А ещё не удельное княжество по территории, Россия обрела олигархическое понятие «новые русские», тогда как большинство населения оказалось за чертой бедности. В картине я пытался передать правду - кошмарную правду наших дней: быть или не быть России? Кто её продаёт и кто покупает? Эта работа отражает, с моей точки зрения, время, и мне приятно, что она любима молодёжью, судя по записям в книге отзывов в моей галерее на Волхонке.

— В конце 80-х на одной из ваших выставок в новой, перестроечной, России кто-то из посетителей написал в книге отзывов: «Горжусь тем, что я русский». А вы это чувство гордости за русский народ сегодня разделяете?

Моя формулировка: «Русский тот, кто любит Россию». Любовь к Отечеству можно сравнить с сыновней любовью к матери. Как известно, по убеждениям я монархист, потому что всё, что я люблю, создано при монархии. Но тем не менее не стоит забывать, что даже в тяжкие советские времена большевистской диктатуры именно наш многонациональный народ спас мир от фашизма. И Сталин на приёме в День Победы в Ге-оргиевском зале Кремля поднял тост за великий русский народ. Мне думается, что ХХ век будет трагически памятен человечеству геноцидом русского народа, беспримерным в мире. Я всегда буду гордиться высотой духа русской культуры во всех её проявлениях и проклинать тех, кто довёл его до унижения и вырождения. «Россия распятая» - так называется моя книга. Но за распятием следует воскресение. Мы все верим в возрождение России, и каждый должен внести в эту великую миссию свою лепту.

— Вы, монархист, любите цитировать фразу Александра III: «У России только два союзника - её армия и флот». Мы все знаем, в каком состоянии сегодня пребывает наша армия, знаем, что корабли тихо ржавеют на якорях. Получается, что союзников у нас не осталось? И может ли культура чем-то помочь, чтобы исправить ситуацию?

Я совершенно согласен с великим русским государем Александром III! Разумеется, никакие «мастера искусства» не могут создать могучей армии и могучего флота, которые мы с распадом СССР потеряли в убийственных реформах «шоковой терапии». Но я верю, что Президент РФ Д. Медведев, равно как и руководитель Правительства России В. Путин, несмотря ни на что, стремятся к возрождению нашей великой державы. Я считаю, что над природными и производственно-экономическими богатствами современной рыночной России должен быть введён строгий контроль государства. Это так же необходимо, как повышение рождаемости всех народов, входящих в состав России, но прежде всего русского народа, столь пострадавшего от большевистско-коминтерновского геноцида и многомиллионных потерь, которыми заплачено за победу во Второй мировой войне. А у американской демократии можно перенять не только бережное отношение к своим гражданам, но и наличие в некоторых штатах смертной казни для преступников - к ним я бы отнёс и наркоторговцев, и прочих губителей не только нашего генофонда, но и экономики. Пора уже объявить беспощадную войну алкоголю и наркотикам.

Задача же художников и людей мира искусства не заниматься убожеством пресловутых инсталляций и прочих проявлений антиискусства, убивающих духовность в нашем обществе, а бороться за возрождение былой духовности и национального самосознания. Искусство должно помогать воспитанию и созданию национальной волевой элиты. Недаром же Врубель, словно предчувствуя катастрофу смертоносной революции февраля и октября, призывал современников будить величавыми образами дух. И не надо внушать молодёжи, что жизнь - это рынок. Не рынок главное, а созидание. Дух - вот основа всего!

Теги:   мистерияотечестволюбовьмонархистглазунов